MoyaRadost.ru - Беременность, Роды, Семья, Дети
    
Регистрация ·  Имя Пароль  · Забыли пароль?

Новости других

Нас Искали:
{seo_links=2}

Семья, Дети » дети от 3 до 7 лет » Игры и обучение : ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
3-05-2008, 22:13 | Просмотров: 10819 | Разместил: Nadya

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Развивающие игры представляют собой наборы задач постепенно возрастающей сложности очень широкого диапазона. Эти игры нацелены на развитие мышления, речи, всех видов памяти (зрительной, слуховой, тактильной), на развитие умения понимать поставленную задачу, т.е. на то, что надо сделать, как сделать, развитие настойчивости в достижении цели, творческих мыслительных способностей детей. Их нельзя, конечно, называть играми в подлинном смысле слова. Это скорее обучение с использованием игровых элементов. Нельзя перегружать детей занятиями, не учитывать их индивидуальные способности.



ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ развивающих игр заключается в том, что они дают возможность переходить от простого к сложному—благодаря самостоятельности и индивидуальным способностям детей.

Это в свою очередь дает нам возможность использовать:

• развлекательные телепередачи ("Эти забавные животные", "Брейн-ринг", "Угадай мелодию");
• творческие задания;
• дискуссии;
• познавательные игры;
• художественную литературу.
Вот схемы основных структурных компонентов занятий с детьми по развитию речи, подготовленные согласно предложениям, высказанным в журнале "Пралеска":
1. Познавательный интерес.
2. Элементы фонетической гимнастики.
3. Элементы психогимнастики (мимика, жесты).
4. Пластические этюды (движение корпуса тела, рук, ног).
5. Мелкая моторика (рисование, аппликация, лепка, конструирование).
6. Пальчиковая гимнастика.
7. Творческие способности (воображение, фантазия, перевоплощение, драматизация).

Тема: "Подводное царство".

1. Элементы фонетической гимнастики
Игры и упражнения для 5—6-летних детей направлены не только на закрепление и дифференциацию определенных звуков, но и на совершенствование фонематических восприятий: умение слышать и различать определенные звуки, подбирать слова-рифмы, различать произношение тех звуков, которые чаще смешиваются детьми этого возраста (лак—мак, речка—печка).
Для выработки четкой дикции и закрепления правильного произношения определенных звуков используются чистоговорки, скороговорки, некоторые стихи, потешки, рассчитанные на то, чтобы поупражнять детей не только в правильном произношении звуков, но и в четком произнесении фраз. Они также служат для развития голосового аппарата.
2. "Лучший рассказчик"
Цель: учить детей произносить чистоговорки с различной громкостью и интонацией (тихо, вполголоса, громко).
Да-да-да—у рыб в воде беда.
Да-да-да—кит плывет сюда.
3. "Звук заблудился"
Цель: учить детей находить несоответствия в тексте, называть нужные слова и четко произносить звуки.
Мы по узенькой дощечке побежим купаться в (речке).
Между гор издалека течет бурная "щека" (река).
Здесь хорошее местечко, протекает мимо "печка" (речка).
В поле красный мак растет, под водою "лак" (рак) живет.
Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты (спишь)?
4. "Подводный разговор"
Цель: учить завершать слова недостающим заданным слогом.
Во-да, бе-да, сю-да, аи-да, бесе-да
5. "Рыбалка"
Цель: учить ловить "удочкой" рыб с заданным звуком (с, к). "Я поймал карасика". Первый звук в слове "карасик"—к.
6. Чистоговорка "Сорока сороке"
Цель: учить произносить чистоговорки с разной степенью громкости, с использованием средств выразительности.
Тише жабы—ни гу-гу, ходит цапля на лугу,
Чтобы не было беды, наберите в рот воды.
7. Стихи
Цель: тренировать память детей стихами по изучаемой теме.
Щука
Эта щучка—не простая штучка!
Сунь ей палец в пасть—всей руке пропасть!
Бобер
Посмотрите на бобра—
Без пилы, без топора
Валит он в лесу осины,
Строит в заводи плотины.
Зубы крепкие бобра
Поострее топора.

ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОГИМНАСТИКИ (мимика и жесты)


Психогимнастика - это метод, позволяющий участникам игрового занятия проявить себя и пообщаться друг с другом посредством мимики, жестов, движений.
Невербальные средства общения включают в себя: движения и жесты; мимику (координированные движения мышц лица, отражающие состояния, чувства, эмоции); позы; контакт глаз.
1. "Золотая рыбка"
Цель: развивать мимическую и пантомимическую выразительность детей, стимулировать воображение, память.
По считалке выбирается "золотая рыбка". Она не может разговаривать, на вопросы отвечает жестами.
Дети совместно с педагогом задают вопросы, а ребенок-"рыбка" отвечает на них, соблюдая правила игры.
2. "Рассказывает музыка" Цель: рассказать детям о том, что
музыка может передавать образы животных, птиц, их повадки.
Песня "Лягушка".
Воспитатель. Лягушка передвигается прыжками (показ прыжков руками, ногами), и музыка, изображая лягушку, тоже как бы подпрыгивает и останавливается.
Как передает композитор в музыке кваканье лягушки? (Изображение молчаливого кваканья с широко открытым ртом.)
Кто хочет изобразить под музыку лягушку? Кто хочет побыть лягушкой? Давайте, когда лягушка квакает, подпоем все вместе (лягушка движется под музыку, дети подпевают):
Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки: "ква-ква".
А мы, зеленые, лупатые, и в речке мы живем.
Вам может показаться, что мы квакаем,
На самом деле песенку поем: "ква-ква".
3. "Карась и щука"
Цель: учить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальными средствами общения, познакомить с изображением различных эмоциональных состояний (радость, грусть, испуг, злость, удивление).
а) Плывет "веселый" карась (уголки рта подняты вверх, глазки
улыбаются, брови приподняты);
б) появилась "злая" щука
(рот большой, уголки опущены вниз, брови "палочкой");
в) испугался карась
(рот овальной формы, брови подняты высоко вверх);
г) грустной осталась щука, что не догнала карася
(уголки рта опущены вниз, рот маленький, брови "домиком").
4. "Угадай, кто я"
Цель: учить детей входить в образ различных предметов, передавать характерные особенности морских обитателей с помощью жестов, позы, движений (каждый ребенок придумывает, кого из водных обитателей будет изображать, остальные дети стремятся отгадать).
5. "Поиграем"
Цель: учить детей различать неречевые средства общения и пользоваться ими в процессе межличностного взаимодействия (называются понятия, дети отвечают жестами).

ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ


(подвижные игры, физкультминутки, двигательно-творческие игры, музыкально-ритмические, познавательные, сюжетные)
Использование пластических этюдов, подвижных игр, психогимнастики и т.д. направлено на решение следующих задач:

• воспитание устойчивого интереса к процессу выполнения физических упражнений;
• формирование мышечно-двигательных навыков;
• воспитание двигательных качеств;
• развитие психоэмоциональной сферы;
• формирование навыка произвольного расслабления;
• развитие пространственной ориентировки.

1. Подвижная игра "Щука и рыбки" Цель: учить детей представлять
образы данных персонажей, стараться как можно лучше, выразительнее передать их, бегать легко и ритмично (выбирается "щука", остальные—"рыбки"). По сигналу "щука" дети разбегаются, а водящий их ловит, дотрагиваясь рукой).
"Щука":
—Стой, плотва и караси! И пощады не проси!
Я хозяйка здесь, в пруду! На охоту я иду.
2. Двигательно-творческие задания "Морской берег"
Цель: учить детей быстро и четко выполнять физкультурные задания.
"Идем по берегу моря" (колонна по одному).
"Песок нагрелся, печет пятки" (на носках).
"Острые камушки" (на пятках).
"Волны шипят" (волнообразные движения руками вверх-вниз, стоя на коленях).
"Дует сильный ветер" (продолжительный выдох через рот).
"Идем домой по следам, оставленным на песке" (широким, мелким шагом).
3. Игра-соревнование "Не намочи ноги" (по дощечкам перебираться через болото)
"Ловкая рыбка—лучший пловец (кто быстрее доплывет до берега).
Цель: поддерживать интерес к играм с элементами эстафеты, развивать наблюдательность, выдержку, упражнять в быстрых движениях.
4. "Рыбак и рыбки"
Цель: упражнять детей в беге с увертыванием, развивать быструю двигательную реакцию.
Все дети-"рыбки" плавают в реке (бегают), минуя преграды (камушки, кочки). Рыбак старается с завязанными глазами поймать рыбку, назвать пойманного. Если ошибся, дети кричат: "Лягушку поймал!".
5. "Аист и лягушки"
Ходит аист по болоту и лягушек ловит он. Вправо, влево повороты, раз поклон и два поклон (дети показывают).
6. "Лягушка"
Цель: развивать координацию движений, быстроту реакции
2 группы: 1—"кочки", 2—"лягушки". "Кочки" стоят кружком, за каждой "кочкой"—"лягушки". Одна "лягушка" в середине круга—нет домика-кочки.
"Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки" (дети-"лягушки": "ква-ква").
Дети-"кочки": "Вот из лужицы на кочку да за мошкою вприскочку".
Все "лягушки" прячутся за "кочки", кому не хватило места—тот водящий.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА


Пальцы учат говорить. Давно была установлена связь между уровнем развития речи и уровнем развития тонкой моторики Необходимость развития активных движений пальцев получила научное обоснование. В развивающем обучении используются авторские разработки, придумываются новые пальчиковые игры.
В процессе занятий целесообразно применять специально подобранные игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук по каждой изучаемой теме.
Цель пальчиковых игр: развитие ловкости, точности, переключаемости тонких движений.
Многим детям с ОНР первоначально необходима механическая помощь. У них нужно формировать координацию, силу тонких движений, навык выполнения действий с мелкими предметами. Формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических им-гтупьсое от рук, пальцев.

1. -Бобер"
Воспитатель. Играем пальчиками и развиваем речь!
Бобер в бору затеял бал, Бобер на бал гостей позвал. Белочки во флейты дуют, Польку бабочки танцуют! Еж грибками угощает, Лиса зайца забавляет, Даже тихий барсучок Туфельками чок да чок.
2. Крокодил"
Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зеленый весь, как тина,
От макушки до хвоста. (Ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты и прижаты соответственно к среднему и безымямному.)
3. "Рыбка"
Цель: учить выкладывать рыбок из спичек.
Рыбка плавает в воде, Плещется, играет.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Основная цель—развитие у детей элементов пространственного и логического мышления, графических навыков, подготовка к письму. Именно с этой целью даются упражнения, развивающие мелкие мышцы пальцев. Принимая во внимание, что у детей с ОНР грубо нарушены пространственные, зрительные и слуховые представления, необходимо вести большую коррекционную работу.


1. -Улитка".
Цель: учить рисовать домик улитки круговым безотрывочным движением руки, путем соединения точек в единую кривую линию.
2. Мозаика "Подводное царство" Цель: развитие наглядно-образного
мышления, произвольного внимания, зрительной памяти, тонких движений пальцев рук.
3. "Помоги лягушкам достичь цели"
Цель: учить соединять листья кувшинки парами.
4. "Кит", "Крокодил"
Цель: учить обводить контуры предмета, закрашивать цветными карандашами ровным полем.
Выкладывание контурных рисунков и узоров по теме с помощью тесьмы, проволоки, геометрических форм.
5. Работа с карандашом
Рисунки по трафарету, по точкам, усвоение движений (обводка, штриховка, тушевка), занимательные задания с карандашом по незаконченным рисункам ("Дорисуй!").
6. Конструирование рыб, лягушек из бумаги ("оригами")
Выкладывание картины "Подводное царство" из трафаретов его обитателей. Рисование волн безотрывочным движением руки.
7. Сказка про двух лягушат (графическая речь)
Воспитатель. Жили на болоте два лягушонка. Утром просыпались и начинали петь: "Ква-ква"... Запишите их песню. Потом жители болота начинали спор: "Кто дальше скачет?" (безотрывочное движение с разной амплитудой размаха).
8. "Помоги лягушкам поймать комара"
Прямая линия движения во всех направлениях.



ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

(воображение, фантазия, перевоплощение, драматизация)
Реализация творческих способностей основана на использовании человеком различных методов творческого мышления. Самое простое из них—метод проб и ошибок ("А что если сделать так?", "Подумай, догадайся, прими свое решение"). Стимулирование познавательной деятельности включает в себя следующие элементы: терпимость к странным идеям; поддержание способностей к творчеству, фантазии; умение радоваться успехам; сочувствие неудачам; недопустимость неодобрительной оценки.
Если целенаправленно учить детей применять различные аналогии, сравнения, то можно повысить эффективность творчества, мышления.

1. Игра "Кто что делает?" Цель: учить устанавливать прямые аналогии, стимулировать творческое мышление.
Что делает лягушка? (скачет, плывет). Что еще? (ловит мошек, ныряет).
2. Игра "На что похоже?"
Цель: учить устанавливать аналогии по цвету, форме, величине, комплексную аналогию.
Листья водорослей (зеленые).
Что еще зеленое? (огурец, елка, танк, виноград).
3. Стихотворение "Букет".
Цель: установление сходства-различия.
Воспитатель (В.). Продавец маков продавал раков.
Тут подошел любитель маков
И возмутился, увидев раков.
—Ну что же?—сказал продавец.—
Не все ли равно, наконец!
Вареный рак красен, как мак.
—Да, это так!
Хоть я не любитель раков,
Но коль сегодня маков нет,
Так дайте раков мне букет. Почему раков сравнивают с маками?
4. "Волшебные превращения"
Цель: развивать воображение, интонационный слух, способности к имитации, художественно-творческие способности; учить понимать друг друга, себя; оценивать свои личные качества.
Превращение в обитателей подводного царства (дорисуй из рвала—рыбу, кита, траву).
5. "Волшебные камешки"
В. Мы на берегу реки наблюдаем за волнами, смотрим вдаль. Что видим? Но вот пришел волшебник и превратил всех ребятишек в камешки (дети сжимаются). Чтобы расколдовать их, надо сказать, какими они были раньше (веселыми, добрыми, старательными, ленивыми.)
6. Упражнение "Если б я поймал золотую рыбку, то я..."
Цель: учить детей анализировать свои поступки, состояния и формировать речевые высказывания по этому поводу.
7. "Фотографы"
Цель: развивать у детей способности быть внимательными к внешнему виду морских обитателей (рыба, кит, лягушка, улитка), стимулировать зрительную память, воображение.
Фотограф рассматривает объект, например ребенка-"лягушку". Затем отворачивается и рассказывает о лягушке.
8. Загадки
Цель: развивать образность речи детей, воображение, слуховое восприятие, способности к догадке.
8. В воде она живет. Нет клюва, а клюет. (Рыба)
Ползет наоборот—задом наперед. (Рак) Теремок ползет, на себе его везет хозяюшка богатая, рогатая. (Улитка)
9. Чтение пиктограмм
Цель: развивать наглядно-образное мышление, воображение.
10. "Лабиринт"
Цель: угадать, кто с кем дружит.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

При работе с детьми ОНР I—III уровней учитываются особенности каждого ребенка (снижение объема памяти, внимания, восприятия, разный уровень речевого развития, личностные трудности, наличие возможностей).
В группе есть дети как слегка отстающие от сверстников, так и несколько опережающие развитие своих сверстников. Поэтому задачей № 1 при работе с такими детьми является индивидуальный подход в отношении как к тем, так и к другим.
Развивающее обучение проводится с учетом индивидуальности каждого и "зоны ближайшего развития". В процессе обучения формируются не только знания, умения, навыки, но и личностные особенности: самостоятельность, свобода поведения, самооценка, инициативность.
Целесообразно сопровождать игровой материал (игры дидактические, графические, пальчиковые, подвижные) загадками, потешками, стихами. Это помогает эмоционально воспринимать и осознавать образы, способствует развитию образного мышления, воображения, совершенствует восприятие, внимание, пластику, все виды памяти.


КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Тема: "Подводное царство".

Цель: уточнить знания детей о жителях морского царства (рыбы, лягушки, раки, улитки). Развивать мышление, воображение, творческие способности, познавательную и речевую активность с помощью поэтического слова, образных сравнений, имитаций. Формировать мышечно-двигательные навыки. Физкультминутки "У морского царя". Корригировать дефекты звукопроизношения. Воспитывать целеустремленность, настойчивость.
Оборудование: тематический материал (море, волны, рыбки, водоросли, улитки, удочка, глобус).

Ход занятия

1. Морское царство (картина выкладывается из трафаретов)
"Царь" (появляясь в группе). Ребята, вы приплыли в мое царство на корабле. А знаете, кто я? Царь Нептун. Что это в моем царстве "течет-течет—не вытечет, бежит-бежит—не выбежит?" (Вода.) Какая в моем царстве вода? (Прозрачная, чистая, теплая.) Если бы вода была грязной, что бы случилось с ее жителями? (Заболели бы, погибли.)
Вот глобус. На нем голубым цветом обозначена вода, а вода это...что? (Море, океан, лужа, болото.)
Кого больше всего в моем царстве?. (Рыб.) "У родителей и деток вся одежда из монеток". Где живут рыбы? Почему им хорошо в моей водичке? Что они там делают? (Плавают, ныряют, обгоняют, зарываются.) Кто еще умеет плавать? (Люди, корабли, животные.) Расскажите, каких вы видели рыб? (Знакомство с обитателями моря проводилось накануне.) Изобразите руками, как они плавают. Где спят рыбки? Как?
Стихотворение И. Токмаковой "Где спит рыбка"
Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе, след собачий к конуре.
Белкин след ведет к дуплу, мышкин— к дырочке в полу.
Жаль, что в речке на воде нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Где спит рыбка? Как? (Застывает в траве, возле дна, глаза открыты (нет век), но ничего не видят.)
Что видит рыбка во сне? (Как спастись, не попасться на крючок.)
Почему их называют знаменитыми пловцами?
Вспомните сказку "Золотая рыбка".
Рыбка исполняла все желания жадной старухи, которая захотела стать "владычицей морскою".
А если б вы увидели золотую рыбку, чтобы попросили?.. Покажите, изобразите из себя жадных старух. •

2. Игра "Поймай рыбку" (названия рыб известны детям)
Царь. Поймай рыбку, начинающуюся с букв "О", "К" (окунь, карп). Колючую, как еж (ерш). Сколько на одной удочке рыб? (Вырезаются контуры рыб, приклеиваются кусочки магнита.)
Возьмите улов! Пошли дальше.
Физкультминутка "Караси и щука ".
Кто ползет навстречу? (Улитка.) На кого похожа? (На старушку с избушкой.)
Да! На дорожку вышли рожки. Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко—рожки спрятались опять.
У кого есть еще рога? (Укоров, оленя, лося.) Зачем? Почему улитка не может бодаться? (Рога мягкие.) На что они похожи? (На антенну, вилки.) Попросите ее показать рожки: "Улиточка, улиточка высунь-ка рога".
Обрисуйте улитку на морском песке. (Дети обводят трафарет палочкой.) Сосчитайте улиток. Сколько в воде? На земле? Где больше, на сколько?
Ой, ой, ой! В речке нашей большая драка, поссорились два рака.
Подберите стих: рак-лак-мак-бак-так.
Ребята, этот народ ходит задом наперед, они большие забияки, не могут жить без драки. Чем дерутся? (Клешнями.) На кого становятся похожи? Как ходят раки? (Задом наперед.) Кому страшен рак? Почему?
Рыбке рак ни друг, ни враг,
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок, что посажен на крючок.

3. Игра на внимание "Вода не вода".
Царь. Называются слова. Если то, что содержит воду (роса, радуга),-поднять две руки вверх, если предмет, имеющий отношение к воде,—одну руку. Если нет никакой связи с водой (ветер)-руки не поднимать.
Ребята, мое царство не обходится без попрыгушек пучеглазых. (Лягушки.) Почему лягушки скачут? Кто еще скачет? (Кузнечик, заяц, лошадь, мяч.) В моем царстве любят лягушек. Да и у вас тоже. В народе их ласково называют лягушками-квакушками.
Ребята, мне пора! До встречи! (Уплывает на кувшинке.)

Гражина Сапега
«Пралеска», №5, 1998


голосов: 2
MoyaRadost.ru

загрузка...
Загрузка...






Новости других